VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Общая характеристика жилищных прав военнослужащих

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015830
Тема: Общая характеристика жилищных прав военнослужащих
Содержание
      Содержание
      
     Введение	2
      Глава 1. Общая характеристика жилищных прав военнослужащих	4
      1.1.	Становление и развитие права военнослужащих на жилище: историко-правовой аспект	4
      1.2.	Правовые основы обеспечения жилищных прав военнослужащих в современной России	17
      Глава 2. Проблемы реализации жилищных прав военнослужащими	29
      2.1. Проблемы реализации права на жилище лицами, уволенными с военной службы	29
      2.2. Защита нарушенных жилищных прав военнослужащих	32
      2.3. Совершенствование системы жилищного обеспечения военнослужащих	45
      Заключение	58
      Список использованной литературы	61
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
     
     В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран мира, основными ценностями в государстве являются права и свободы человека и гражданина. В соответствии с ст. 2. Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. 
     Важнейшими составляющими интересов граждан России являются защита их прав и свобод, где, среди прочих, имеют место вопросы жилищного обеспечения. В ст. 40. Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. 
     Военнослужащие - это особый субъект государственной защиты. Это та категория граждан, которые стоят на страже нашего спокойствия во все времена российской истории, особенно во времена исторически нестабильные.  И поэтому – обеспечение военнослужащих набором минимально необходимых благ является важной задачей государства.
     Социальные проблемы проживания военослужащих являются весьма актуальными в силу того системного кризиса, который мы наблюдаем. 
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации и военнослужащими своих жилищных прав.
     Предметом исследования является комплекс теоретических проблем, связанных с реализации и военнослужащими своих жилищных прав.
     Цель и задачи дипломной работы вытекают из ее актуальности.
     Целью работы является проведение комплексного анализа в отношении государственной социальной помощи военнослужащим в виде предоставления жилищных прав.
     С учетом указанной цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
     - проанализировать становление и развитие права военнослужащих на жилище: историко-правовой аспект	
     - охарактеризовать правовые основы обеспечения жилищных прав военнослужащих в современной России;
     - выделить проблемы реализации права на жилище лицами, уволенными с военной службы;
     - рассмотреть варианты защиты нарушенных жилищных прав военнослужащих;
     - предложить меры по совершенствованию системы жилищного обеспечения военнослужащих.
     Нормативной базой для исследования данной проблемы послужили Конституция РФ, ряд федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.
     Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные методы, в частности, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический, логический методы и другие.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 1. Общая характеристика жилищных прав военнослужащих
     
     1.1. Становление и развитие права военнослужащих на жилище: историко-правовой аспект
     
     Обеспечение жильем военнослужащих в России во все времена и на всех этапах существования государства являлось важной задачейпо причинам географического, политического и экономического факторов. Вместе с тем, следует выделить определенную границу в существовании российского войска, которая связана с созданием регулярной армии, в основе которой лежал принцип профессионального комплектования. Создание ее связано с личностью Петра I, а именно принятой им военной реформой, что коренным образом повлияло, в том числе, и на расквартирование войск. 
     До реформы Петра этот вопрос регулировался положениями главы VII «О службе всяких ратных людей Московского государства» Соборного уложения, принятого царем Алексеем Михайловичемв 1649 г. Нормы этого акта определяли содержание «ратных людей» от предоставленных им поместий, в которых они и проживали в мирное время. Размер поместья был определяющим фоктором и влиял на условия как проживания, так и материального обеспечения, что, в свою очередь, зависело от добросовестности осуществления им военной службы и расположения царя. Низкая боевая подготовка является как раз причиной поместной системыквартирования войскроссийской армии в этот период. 
     Установленные Петром I изменения в комплектовании армии обусловило определенные действия и в рамках административно-территориальной реформы, благодаря чему государство было поделено на восемь губерний с делением их на уезды. В феврале 1711 г. было принято решение о пропорциональном количеству населения губерний размещении воинских подразделений по губерниям. В обязанности губернаторов стало входить и расквартирования войск. В соответствии с воинским Уставом «О должности генералов, фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов, которые при войске надлежат быть, и о оных воинских делах и о поведениях, что каждому чину чинить должно» от 30 марта 1716 г. учреждалась специальная служба квартирмейстеров. Именно благодаря наличию службы квартирмейстеров проблема жилищного обеспечения офицеров стала обязанностью специального военного подразделения, обеспечив офицерам возможность надлежащего прохождения ими военной службы.  
     Военнослужащие размещались квартирмейстерами в выделяемых органами местной власти жилых помещениях (квартирах), которые предоставлялись исходя из квартирной ассигнации на весь офицерский состав подразделения, которая предварительно вручалась губернатором полковому квартирмейстеру. Должностное положение и воинское звание влияли на распределение квартир, которое производилось полковым квартирмейстером между офицерами. Аналогичный подход к расквартированию военнослужащих нашел свое продолжение на протяжении всего XVIII века и большей части XIX века. В 1775 г. Екатериной II было создано Учреждение для управления губерниями, на основании которого на генерал-губернаторов была возложена ответственность за расквартирование и снабжение воинских подразделений.  
     Переломным моментов в регулировании вопросов жилищного обеспечения военнослужащих стала Война 1812 года, ее результаты. Большая роль в этом принадлежала Своду законов Российской империи, который в 1832 г. был утвержден, а его введение в действие состоялось в 1835 г. В рамках прошедшей в середине XIX в. военной реформы была проведена реорганизация системы военного управления. Ее результат - разделение территории России на военные округа, которые не совпадали с административно-территориальным делением и не обеспечивали надлежащую реализацию постойной воинской повинности. Этот период характеризуется довольно четким законодательным регулированием порядка квартирного довольствия военнослужащих. В частности, следует указать на регламентацию данных вопросов в «Уставе о земских повинностях» 1857 г., далее, в Своде военных постановлений 1869 г. и Положении о воинской квартирной повинности 1874 г., иных нормативно-правовых актах1. Согласно данным нормативно-правовым актам, при прохождении военной службы офицерам и генералам полагалось обеспечение жильем в следующих формах:  
     а) размещения на казенной квартире; 
     б) постойная повинность; 
     в) получение денег для оплаты найма частной квартиры.  
     Стоит отметить, что получить квартиру в казенном здании могли лишь единицы из офицерского состава. Весь остальной поток офицеров обеспечивался жильем путем получения от земств «постойной повинности», которая состояла в определении как нижних чинов, так и офицеров на постой к местному населению. Хочется отметить, что постойная повинность это не самая эффективная форма жилищного обеспечения в силу причин как военного, так и социального характера, а именно необеспечения надлежащего уровня боеготовности войск при разбросе значительного числа офицеров по различным местам проживания, которые находились, порой, на значительном расстоянии, качественной составляющей жилья, в которое определялись военнослужащие, а также часто негативным отношением местного население к исполнению этой повинности. 
     С 1816 г. Альтернативой постойной повинности стала форма выдачи «квартирных» денег. Но сразу достаточно четкого законодательного регулирования данная форма не получила, и как следствие реализация данной формы жилищного обеспечения военнослужащих была неразвита, и лишь после 1860-х годов получила свое развитие, когда взамен предоставлению квартирных денег за счет земств, произошло изменение в источниках финансирования – с 1872 г. выдача квартирных денег стала осуществляться за счет государства. Также произошли изменения и в части выдаваемых сумм. Так, на начальном этапе сумма квартирных денег зависела от звания, в дальнейшем она стала учитываться к воинской должности, месту прохождение военной службы, семейному положению и т.д. При недостаточности установленных нормой квартирных денег для снятия необходимой квартиры офицером, они подлежали передаче в местные учреждения, которыми и предоставлялись офицерам квартиры в натуральной форме, а домовладельцам уплачивалась полная цена найма квартиры2.  
     Уже в начале ХХ века в составе квартирных денег стали учитываться расходы, связанные с оплатой квартиры и содержанием конюшни, а также коммунальные платежи по оплате освещения и отопления. Как отмечается Л.М. Пчелинцевой, «размер выплачиваемых в этот период времени квартирных денег, как и в XIX столетии, резко дифференцировался (с коэффициентом кратности до пяти) в зависимости от разряда местности прохождения военной службы, занимаемой должности и воинского звания офицера (генерала)»3. Следует отметить, что подобное решение жилищной проблемы военнослужащих посредством предоставления квартирных денег нашел свою реализацию и при материальном обеспечении российского чиновничества в дореволюционный период в целом. 
     Особого внимания заслуживает правовое регулирование жилищных отношений военнослужащих во время военных действий. Например, после вступления России в первую мировую войну 28 июля 1914 г. Николай II издал указ, в соответствии с которым «все чины военного и морского ведомств, как состоящие на действительной службе, так и призванные на таковую из запаса или ополчения, или их семейства с ними проживающие» могли расторгнуть договор найма квартиры при получении приказа командования в течение месяца. Семья офицера, отправившегося на войну, продолжала получать«квартирные» деньги. А при переезде к другому месту жительства семьям офицеров в связи с военными действиями должны были выплачиваться и дополнительные суммы. Хочется сказать, что размер квартирных денег был соразмерен приобретению жилья того периода, и даже оставалось на погашение государственного квартирного налога. 
     Следующие изменения в обеспечении жильем военнослужащих отмечаются после октябрьской революции 1917 г.. Прежде всего, это было обусловлено существенным изменением социального состава офицеров Красной армии, которые остро нуждались в решении жилищного вопроса во время военной службы. Гражданская война привела к тому, что этот вопрос приобрел особую значимость в связи с отсутствием необходимых объемов пригодного для проживания жилищного фонда по причине его разрухи и невозможности найма частных квартир вследствие их дороговизны, несопоставимой с денежным содержанием военнослужащих. Для решения жилищного вопроса 18 декабря 1918 г. Постановлением Совета Обороны было закреплено создание Квартирных комиссий, основная задача которых состояла во временном обеспечении жильем военнослужащих воинских частей, которые принимали участие в боевых действиях посредством «уплотнения» проживающих постоянно в жилых помещениях, отведенных им воинским частям.  
     Согласно Постановлению СНК от 26 января 1921 г. с упразднением квартирных комиссий их аппарат был передан в жилищный отдел Народного Комиссариата Внутренних Дел и его подотделов. Далее, Приказом НКВД № 58 от 17 февраля 1921 г. была утверждена «Инструкция о порядке отвода помещений для воинских частей и военных учреждений», на основе которого были приняты ведомственные нормативные акты. Помимо этого, особое значение для решения жилищных проблем военнослужащих имело Постановление СНК «О предоставлении командному составу Красной Армии и Флота, их семьям, семьям красноармейцев и ответственным лицам административных учреждений права невыселения из рабочих домовкоммун» от 17 ноября 1921 г., на основании которого военнослужащие не могли быть выселены из жилых помещений, занимаемых ими.  
     Трудности вызывал тот факт, что нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы обеспечения жильем военнослужащих не имели статуса законодательного акта и не обладали системным характером, особенно в части взаимодействия военного ведомства и местных органов власти в части жилищных вопросов военнослужащих. Это стало причиной издания 29 октября 1924 г. такого документа как «Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного флота Союза ССР и их семей». Он стал первым кодифицированным законодательным актом в рассматриваемой сфере. Как свидетельствуют положения Кодекса, прослеживается определенная преемственность правового регулирования в сфере обеспечения жильем военнослужащих. Это касается, прежде всего, вопросов использования дополнительных площадей командным составом и определения существенных ограничений в части их выселения из занимаемых ими жилых помещений. 
     Постановление СНК РСФСР «О выделении во вновь строящихся домах жилой площади для начсостава Красной Армии» (принято11 марта 1927г.) и «О предоставлении в освобождаемых и вновь возводимых домах жилой площади для начсостава РККА» (принято 27 апреля 1928г.) органам власти была предписана передача в распоряжение начальников снабжения военных округов части жилой площади для ее последующего заселения командным составом РККА, включая членов их семей. Заселение военнослужащих производилось по ордерам, которые выдавались начальником снабжения военного округа и регистрировались жилищным отделом горсовета. Выделяемая военнослужащему жилплощадь была отнесена к коммунальному жилищному фонду. 
     Следующий «Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной Армии и их семей» (утвержден 23 апреля 1930г.) отличался определенной непоследовательностью касательно правового регулирования жилищных правоотношений военнослужащих. При этом Кодекс содержал положения, подчеркивающие особый статус военнослужащего. Например, в ст.98 Кодекса устанавливалась новая льгота по оплате жилья для военнослужащих. Таким образом, в предвоенный период сформировалась определенная система обеспечения военнослужащих жильем, которая, по мнению Л.М. Пчелинцевой, явно выраженный императивный характер, отражая особенности советской эпохи в условиях существующей административно-командной системы управления4. 
     Начало Великой Отечественной войны внесло свои коррективы в правовое регулирование обеспечения жильем военнослужащих. Уже 5 августа 1941 г. Постановление СНК СССР № 1931 «О сохранении жилой площади за военнослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьями военнослужащих в военное время» определило ряд гарантий жилищных прав «лиц, состоящих в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войсках НКВД» в части сохранения жилплощади, отмены взимания квартплаты, пониженных ставок по оплате жилья для семей военнослужащих и ряд других. Помимо этого, рядом Постановлений СНК РСФСР сохранялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которые до этого были установлены для определенных категорий квалифицированных работников при их призыве в действующую армию. 
     Произошедшие переломные моменты в ходе военных действийдали толчек к изменению подходов и позволили принимать нормативно-правовые акты, связанные с жилищным обеспечением отдельных категорий военнослужащих и оказанием финансовой помощи военнослужащим для восстановления разрушенного жилья. В частности, Постановлением СНК СССР «Об обеспечении семей генералов и лиц старшего начальствующего состава Красной Армии, умерших, погибших в боях и пропавших на фронте без вести» № 462 от 28 апреля 1943 г. закреплялась за семьями данных лиц жилая площадь в местах их постоянного жительства.  
     Больше внимания стало проявлять государство к жилищной проблеме военнослужащих после завершения войны в силу политической и социальной значимости этого вопроса. Этот период характеризуется принятием новых нормативно-правовых актов, среди которых одним из первых явилось принятое 21 сентября 1945 г. Постановление СНК СССР № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и семьям военнослужащих». Закрепленные в новой нормативной базе положения обладали комплексным характером, предполагая: 
     а) обязательное выделение части жилой площади во вновь построенных и вводимых в эксплуатацию жилых домах (в размере 10 %) в интересах военного ведомства для предоставления квартир военнослужащим; 
     б) предоставление военнослужащим долгосрочного кредита на строительство жилых домов в городах, поселках городского типа и сельской местности; 
     в) предоставление земельных участков военнослужащим в целях индивидуального строительства жилых домов. 
     Особую значимость при этом обрело положение, закрепленное в Постановлении СНК СССР от 21 сентября 1945 г. № 2436, которым было предусмотрено обязательное выделение определенной части жилплощади в новых жилых домах для предоставления их военнослужащим. Данное положение было закреплено и иными нормативными актами, распространив свое действие на иные органы власти, в которых была предусмотрена военная служба. Как пример внимания государства к проблеме обеспечения военнослужащих жильем может свидетельствовать и то, что 14 октября 1954 г. в распоряжении Совета Министров СССР № 11437-р «О жилой площади, передаваемой министерствами и ведомствами в распоряжение исполкомов местных Советов» отменялись все существовавшие решения Правительства СССР касательно освобождения организаций и предприятий от передачи 10 % жилплощади в вводимых в эксплуатацию домах в распоряжение исполкомов местных Советов депутатов трудящихся. 
     1 июля 1958 г. в Постановлении Совета Министров СССР от № 774 «О размерах земельных участков и денежных ссуд, предоставляемых генералам, адмиралам и старшим офицерам для индивидуального строительства жилых домов» вновь было закреплено выделение данным лицам земельных участков, но при этом и с одновременным предоставлением денежных ссуд для строительства жилого дома до 10 тыс. рублей и на срок до 7 лет. Это явилось подтверждением комплексного подхода в правовом регулировании отношений в сфере обеспечения военнослужащих жильем, решая одновременно как проблему финансирования жилищного строительства, так и предоставления для этой цели земельных участков. 
     В последствии, основными нормативными актами, регламентирующими условия и порядок предоставления жилья военнослужащим, стали сначала Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г., а потом и «Положение о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей», утвержденное 17 февраля 1981 г. Постановлением Совета Министров СССР5. 
     Формирование надлежащей правовой базы и создание экономических условий для надлежащего обеспечения жилыми помещениями военнослужащих позволило Министерству обороны СССР использовать для этого жилищный фонд министерства. Благодаря этому фонду жильем обеспечивались как генералы и адмиралы, так и офицеры, и сверхсрочнослужащие, и проживающие с ними члены семей. Возникновение права на обеспечение возникало у офицеров и генералов с момента прибытия к новому месту службы, а у сверхсрочнослужащих с момента их зачисления на сверхсрочную. При этом обеспечение жильем офицеров и сверхсрочнослужащих производилось на общих основаниях. Жилая площадь между военными учреждениями и воинскими частями распределялась начальником гарнизона с помощью гарнизонных жилищных комиссий на основе двух основных критериев: по численности военнослужащих, обладающих правом на первоочередное обеспечение жильем и пропорционально числу не имеющих жилья военнослужащих. Впоследствии распределение жилплощади осуществлялось командирами воинских частей с учетом рекомендаций жилищной комиссии воинской части.  
     Регламентация вопросов, связанных с реализацией права на жилище военнослужащими приобрела новый качественный уровень с принятием специального ведомственного нормативного акта – «Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», утвержденного 10 ноября 1975 г. приказом Министра обороны СССР № 285. Положением было введено понятие нуждающихся в обеспечении жилым помещением, которыми признавались из числа военнослужащих следующие лица: «лица, не имеющие жилой площади; лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по трем основным критериям: а) имеющие на одного члена семьи жилую площадь менее нормы, установленной местными Советами депутатов трудящихся для принятия на учет; б) нуждающиеся в увеличении жилой площади в связи с болезнью членов семьи; в) проживающие в одной или смежных комнатах две семьи; лица, подлежащие переселению из непригодных для проживания ветхих домов, бараков, подвалов и других непригодных для проживания помещений». Как отмечалось исследователями, к основаниям признания нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями военнослужащих фактически были отнесены те же, которые были предусмотрены в жилищном законодательстве СССР. 
     Заключительный период существования СССР естественным образом затронул и сферу обеспечения военнослужащих жильем. Это нашло свое проявление как в закреплении в жилищном законодательстве СССР и РСФСР новых оснований для приобретения в личную собственность жилья всеми советскими гражданами, в том числе и военнослужащих, так и благодаря принятию нормативно-правовых актов, позволивших создать необходимые условия для облегчения процедуры получения жилья военнослужащими. В качестве новеллы можно признать и норму, предусмотренную Постановлением Совета Министров СССР «О прописке членов семей военнослужащих»2 № 568 от 7 июня 1990г., согласно которой при переводе на новое место службы военнослужащим и членам их семей предоставлялось право прописки на жилой площади родственников вне зависимости от ее размеров и требований нормативов, которые были предусмотрены региональным законодательством. Тем не менее, предпринятые меры не могли носить принципиального характера в силу невозможности серьезным образом затронуть систему обеспечения жильем военнослужащих в СССР. 
     Проходя путь к становлению нового российского государства подвергалось обработке и правопо всем его отраслям, включая и жилищное. Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» № 2014-1 от 12 декабря 1991 г. установило, что «на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств». Это полностью коснулось и условий, и порядка обеспечения жильем военнослужащих, включая и их жилищные права, которые достаточно долго применялись в Российской Федерации6. 
     Так, на основе существовавшего в СССР положения, предоставление военнослужащим жилья в домах государственного жилищного фонда осталось основной формой решения жилищного вопроса военнослужащих. Благодаря Постановлению Совета Министров РСФСР «О неотложных мерах по стабилизации положения дел в строительном комплексе в условиях перехода к рыночным отношениям» № 372 от 27 июня 1991 г. нашла свое закрепление старая норма относительно выделения строительными организациями не менее 10% жилой площади от вводимого в эксплуатацию с целью предоставления их военнослужащим и членам их семей, применявшаяся до января 1996 г. Но в силу экономических причин применение данной меры не принесло реальных результатов. 
     На смену старым формам и методам решения жилищных проблем военнослужащих пришли новые. Например, Указ Президента Российской Федерации, подписанный 21 июля 1992 г. «О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих», в котором было предусмотрено выделение финансирования для строительства в 1992-1993 гг. жилья для военнослужащих с закреплением обязанности органов власти субъектов Российской Федерации по выделению жилищного фонда для его покупки Министерством обороны РФ. Однако, все нововведения не закрепились в российском праве, и не принесли предполагаемых результатов в данной сфере. 
     К самым значительным актам этого периода следует отнести принятие 22 января 1993 г. Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», уже в ст. 15 которого были включены положения, регламентирующие содержание и формы реализации права военнослужащих на жилище, установив его организационно-правовые и финансовые гарантии. К ключевым положениям данного закона следует отнести то, что впервые в российской истории было закреплено положение о признании государством за военнослужащими права на жилище и гарантирования им предоставления жилых помещений, тем самым причислив военнослужащих к лицам, находящимся под особой правовой защитой и обладающих правом на бесплатное получение жилья в установленном законодательством России порядке. Постепенно, благодаря принятию Закона РФ «О статусе военнослужащих», стала на практике применяться и такая новая форма обеспечения военнослужащих жильем как выделение им безвозмездной финансовой помощи или ссуды на строительство или покупку жилья. Но только по прошествии двух лет, 26 июня 1995 г. Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Положение о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы». 
     По итогам реализации Закона РФ «О статусе военнослужащих» 27 мая 1998 г. был принят Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в котором уже были отражены положения, позволившие существенным образом изменить и внести коррективы в действующее российское законодательство, затрагивающее вопросы реализации права на жилище военнослужащими. Помимо этого, принятие данного федерального закона ознаменовало собой и окончание первого этапа, этапа формирования законодательства, регулирующего реализацию права на жилище военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации.
     1.2. Правовые основы обеспечения жилищных прав военнослужащих в современной России
     
     Современное законодательство об обеспечении военнослужащих жильем довольно разнообразно и не находится в сфере регулирования какого-то определенного закона, а разбросано по разным нормативно-правовым актом, начиная от федеральных законов, до указов Президента и Правительства РФ, а также регулируется законодательными актами субъектов РФ.Хотявопрос применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления при реализации их жилищных прав до настоящего времени не получил должного освещения и оценки.
     Пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
     В развитие указанной конституционной нормы ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации наделяет федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления правом принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.
     Исходя из данных конституционных положений жилищное законодательство Российской Федерации развивается как сложная комплексная система законодательства
     Хочется отметить, что за последние три года произошли изменения в законодательстве, регулирующем сферу обеспечения военнослужащих жильем. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
     Так, Министр обороны Российской Федерации Приказом от 30 сентября 2010 г. № 1280 утвердил Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма7 (далее - Инструкция). Директором ФСБ России Приказом от 24 октября 2011 г. № 590 утверждены Правила организации в органах Федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила).
     Критерий нуждаемости в жилье – это главный критерий принятия и постановки военнослужащих и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суть этих критериев нуждаемости раскрывается в ст. 51 Жилищного Кодекса РФ8 (далее – ЖК РФ). В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ9 (далее - Закон) признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях производится в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Аналогичные отсылочные нормы о применении ст. 51 ЖК РФ и учетной нормы площади жилого помещения содержатся в п. 3 Инструкции и п. 4 Правил соответственно.
     Местные органы самоуправления согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ уполномочены устанавливать размер учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Эти размеры не имеют четко установленной цифры и могут отличаться даже на территории одного субъекта Российской Федерации.
     Среди военнослужащих преобладает желание получить жилье в избранном постоянном месте жительства. Эта форма предоставления гарантирует военнослужащим при увольнении с военной службы обеспечение жильем в натуральном виде в том населенном пункте, куда они пожелают переехать с места дислокации воинской части. Занимая в системе жилищного обеспечения наиважнейшее место, данная форма заключила в себе механизм реализации конституционного права на жилище и свободу выбора места жительства. Важной особенностью предоставления жилых помещений в избранном постоянном месте жительства является делегируемое субъекту право получить жилье на условиях социального найма, которое ни в коем случае не должно быть умалено. Жилищный фонд социального использования нельзя считать морально устаревающим объектом предоставления жилья, так как это вполне адекватная альтернатива, позволяющая гражданину избежать бремя собственника жилого помещения.
     Из анализа ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» усматривается ничем не обоснованное и не имеющее какой-то смысл ограничение права на получение жилых помещений в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г., которое может возникнуть у них только при увольнении с военной службы по льготным основаниям, тогда как военнослужащие, обеспечиваемые на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, приобретают право на жилищное обеспечение в указанной форме по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания для увольнения. Считаем, что, указанное ограничение является следствием непоследовательного нормативного регулирования. Законодательное установление различных между собой условий для жилищного обеспечения военнослужащих в зависимости от времени поступления на военную службу по контракту не отвечает одной из основных целей дифференцированного подхода к отношениям по социальной защите военнослужащих, заключающейся в нивелировании ограничений, связанных с прохождением военной службы.
     Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Однако, как показывает объективная реальность, для военнослужащих как специальных субъектов права на жилище одних лишь общих оснований для признания нуждающимися для полного удовлетворения их жилищных потребностей при увольнении явно недостаточно. По нашему мнению, специфика прохождения военной службы диктует необходимость применения как общих, так и специальных оснований, которые должны быть закреплены в статусе военнослужащего.
     Полагаем, что в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» должно содержаться лишь указание на нуждаемость в жилье как условие для предоставления жилого помещения в избранном постоянном месте жительства с отсылкой к перечню оснований, установленному специальным межведомственным нормативным правовым актом. Считаем необходимым расширить устанавливаемые Правительством Российской Федерации правила признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях дополнительными основаниями для принятия их на учет по избранному постоянному месту жительства.
     Согласно статистике, наиболее часто применяемым общим основанием для признания военнослужащих нуждающимися является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, и в этой связи ее размер неодинаковый. Например, в Московской области находятся 67 муниципальных образований10, устанавливающих в пределах своих административных границ учетную норму, размер которой варьируется от 8 до 14 квадратных метров общей площади жилого помещения. Такое разнообразие приводит к тому, что право военнослужащего на жилищное обеспечение попадает в зависимость от того, какой населенный пункт избирается им в качестве постоянного места жительства или в каком населенном пункте он проживает до увольнения с военной службы.
     Следует отметить, что органы местного самоуправления при определении размера учетной нормы ориентируются только на норму предоставления, ими же установленную. Определенная для военнослужащих на федеральном уровне специальная и общая для всех населенных пунктов норма предоставления при этом никакой роли не играет. По нашему мнению, давно назрела необходимость установить единую учетную норму в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях. В силу положений ч. 5 ст. 12, ч. 3 ст. 49 и ч. 6 ст. 50 ЖК РФ размер учетной нормы для военнослужащих может быть установлен либо в федеральном законе, либо в указе Президента Российской Федера.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44